Отмена крепостного права
Отмена крепостного права

Представители либерального сообщества все до единого уверены, что крепостное право было самым уродливым видом социально-экономических отношений. Они, конечно, правы, но вовсе не абсолютно.

Если бы феодализм был самой несправедливой общественной формацией, то он не существовал бы очень долгие века во всем мире.

Отмена крепостного права в царской России, объявленная Александром II 19 февраля 1861 года и явившаяся самой значимой и великой реформой императора, была обусловлена не какими-то нравственными нормами, а сугубо экономической и геополитической необходимостью.

Крымская война 1853-1856 годов показала значительное военно-техническое отставание России от Франции и Великобритании, в результате чего Россия вынуждена была подписать Парижский трактат 18 (30) марта 1856 года, в котором она отказывалась от отдельных своих национальных интересов. И если дальше ничего не делать, не реформировать экономику страны, то следующая война с Западным миром привела бы к утрате суверенитета.

И вот именно с этой точки зрения давайте посмотрим на всю "безнравственность" крепостного права.

Существует только единственный путь поднятия национальной экономики - это ещё более жесткая и интенсивная эксплуатация населения страны. В крепостном праве ресурсы трудовой эксплуатации закончились.

Помещики большей частью все же были людьми религиозными, проникнуты христианской заповедью любви к ближним. К тому же крестьян считали своей кровной собственностью. А всякий человек к своей собственности относится бережно, заботится о ней.

Крестьяне рваными и голодными стали именно после отмены крепостного права. На то она и свобода: или пан, или пропал.

Голодная свободная дешевая рабочая сила - это и был тот самый потенциал для поднятия национальной экономики. Через этот путь прошли все западные страны.

И кто более гуманный барин или работодатель на фабрике и на заводе - этот вопрос не имеет однозначного ответа.

И все же Россия вырвалась и к 1914 году стала одной из самых могущественных экономических держав. Страны Антанты протянули к России руки и сердце, чтобы использовать её в борьбе с другим экономическим монстром - с Германией.

Вовсе не только благодаря крупным промышленникам взметнулось экономическое развитие России. В начале XX века Россия заняла первое место в мире по количеству кооперативов и их членов: около 25 000 потребительских обществ, 16 500 кредитных кооперативов, 6000 сельскохозяйственных обществ, 2400 сельскохозяйственных товариществ, 3000 маслодельных артелей, 1500-2000 артелей производящих и кустарно-хозяйственных. 14 миллионов человек состояли в кооперативах, 80% из них - крестьяне.

Кооперативные союзы владели собственными типографиями, пароходами, выпускали более ста кооперативных газет и журналов. Поэтому крестьяне не долго были голодными и рваными.

Но где-то глубоко в подсознании у людей затаилась злоба на царя-батюшку за то, что он у них забрал барина и обрек на свободную волчью жизнь. Крестьяне после Октябрьского государственного переворота в 1917 году вернули себе крепостное право в виде колхозов. Председатель колхоза стал для них барином, имеющим право отпускать или не отпускать колхозника в город на вольную жизнь.

Колхозное право, как и когда-то крепостное право, за годы советской власти привело страну к экономическому застою.

Рейтинг материалов

  • Духовная история человечества (5289) Андрей Булатов 2005-03-03 18:15:00

    1. Происхождение человека Сильные выживают, слабые погибают – закон внутривидовой борьбы за существование. Но у каждого закона есть исключения,...

  • Одержимость кровавой барыни Салтычихи (1938) Андрей Булатов 2018-02-25 05:36:53

    С развитием капитала отпала необходимость владеть людьми. Но это вовсе не предел развития человеческой цивилизации. Нас ждет ещё более высокий...

  • О Ирме Грезе, есть ли смысл в смертной казни (2061) Андрей Булатов 2017-11-04 10:13:31

    Смертная казнь лишь только размножает зло: на месте отрубленной головы вырастают две новые. Чтобы победить зло, необходимо зло поставить на колени и...

  • История гуранского народа (18878) Андрей Булатов 2004-06-22 06:16:28

    Дыроверы – совесть Забайкалья! На моей родине, в Забайкалье, много разных христианских вероисповеданий. Эти веры создавались не учеными-богословами, а появлялись...

  • Почему жестокие нравы не вели к цивилизации? (3002) Андрей Булатов 2007-04-15 17:43:16

    В дикарские патриархальные времена племенам необходимо было выживать в ожесточённой борьбе друг с другом за охотничьи угодья, за посевы, за женщин,...

Таламопсихология

Законы будущего мира

ВКонтакте